РОЮЛ «Союз строителей Казахстана» (далее – Союз), рассмотрев сравнительную таблицу к проекту приказа Министра промышленности и строительства Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые приказы Министра национальной экономики Республики Казахстан» выражает категоричное несогласие с исключением нормы по корректировке проектов, предполагающих увеличение стоимости ранее утвержденной проектно-сметной документации не менее чем на десять процентов по причине увеличения стоимости строительных ресурсов при обращении подрядчика в соответствии с п.3 ст.655 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) (далее – ГК РК) о проведении пересмотра сметы, без изменения проектных решений по следующим основаниям:
- В ходе строительно-монтажных работ может возникнуть потребность в дополнительных ресурсах, не учтенных в проектно-сметной документации (далее — ПСД). Бремя доказывания наличие данных обстоятельств несет подрядчик.
Согласно п.5 ст.621 ГК РК, при существенном возрастании после заключения договора стоимости материалов и оборудования, которые должны быть предоставлены подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены (сметы), а при отказе заказчика выполнить это требование — расторжения договора.
Также, в соответствии п.3 ст.652 ГК РК, риск случайного удорожания работ несет подрядчик.
П.4 ст.654 ГК РК предусмотрено — подрядчик, обнаруживший в ходе строительства, не учтенные проектно-сметной документацией работы и в связи с этим необходимость дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.
При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законодательными актами или договором не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик может приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика.
Подрядчик, не выполнивший обязанности, установленные п.4 ст.654 ГК РК лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности, в связи с тем, что приостановление работы могло привести к гибели или повреждению строящегося объекта.
На основании изложенного, в период прохождения Заказчиком комплексной вневедомственной экспертизы подрядчик приостанавливает работы и не имеет права продолжить строительство объекта по проектно-сметной документации, не получившей положительное заключение комплексной вневедомственной экспертизы.
Подрядчик, который не выполнит вышеуказанную обязанность, лишится права требовать оплаты возникших, например дополнительных работ и возмещения вызванных ими убытков.
Как видим, разграничиваются права и обязанности заказчика и подрядчика: обязанность подрядчика — сообщить об обнаружении в ходе строительства удорожаний не учтенных в ПСД , право заказчика — внести изменения в ПСД на основании предоставленных подрядчиком сведений.
Обратим внимание: у подрядчика — обязанность, у заказчика — право.
Следовательно, действующие нормы законодательства о внесений корректировок в ПСД не возлагают на заказчика (государственные органы и квазигосударственные организаций) круг действий и обязанностей безусловных для выполнения. Каких-либо рисков заказчик в данном случае не несет.
Кроме того, судебные органы чаще всего отказывают в исках подрядчикам в удовлетворении внесений корректировок в ПСД, мотивируя тем, что данное действие является правом, а не обязанностью заказчика.
2) Как известно объявление конкурсов на строительство без наличия бюджетного финансирования совершенно недопустимо. Действующее законодательство содержит нормы, которые прямо связаны со своевременностью финансирования:
— согласно п.2 ст.157 Бюджетного Кодекса РК сроки финансирования строительной деятельности (работ) должны соответствовать срокам выполнения работ, указанным в утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации;
— в соответствии со ст.66 Закона РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» на момент принятия решения о проведении конкурса (тендера) по выбору подрядчика, а также на начало реализации проекта (программы) заказчик должен обладать необходимыми для строительства источниками финансирования или правом распоряжаться необходимой суммой в период времени, требуемый для реализации проекта (программы).
Однако, требования законодательства Заказчиком не соблюдаются, в связи с чем реализуемые строительными компаниями проекты остаются без финансирования, что негативно отражается на финансовой стабильности предпринимателей.
Кроме того, положение подрядчиков, осуществляющих строительство усугубилось удорожанием строительных материалов, которое неизбежно повлекло удорожание стоимости строительства.
Следствием данных обстоятельств являются срыв сроков реализации социальных, бюджетных, инвестиционных проектов, снижение темпов развития строительного сектора, повышение социальной напряженности и удорожание проектов, а в случае исключения права подрядчика на корректировку сметной стоимости проекта, приведет к коллапсу осуществления государственных закупок в сфере строительства.
Просим Вас, как уполномоченный орган учесть позицию Союза, а именно категоричное «против» предлагаемых изменений в приказы №299 от 01.04.2015 года и №304 от 02.04.2015 года Министерства национальной экономики РК, а также содействовать в недопущении принятия законодательными органами указанных нововведений, которые кроме всего вышесказанного приведут к упадку качества строительства.