Эпидемия коронавирусной инфекции вкупе с обрушением нефтяных расценок спровоцировали экономический кризис 2020 года, для которого эксперты прогнозируют довольно длительное существование.
Предприятия вынуждены идти на сокращение численности работников, снижение объемов производства, бизнесменам не чем платить налоги, заработную плату, так как многие из них уже подошли к черте банкротства. Все это создает коллапс, как для экономики страны, так и для ее населения.
Аналитики прогнозируют, что от последствий экономического кризиса мы будем восстанавливаться очень долго.
Во многих странах руководство пытается как-то сгладить кризисную ситуацию, не является исключением и Казахстан, так, например, в связи с внедрением ЧП, связанного с распространением пандемии в Казахстане, утвержден специальный порядок государственных закупок в соответствии с указом Президента Республики Казахстан N287«О дальнейших мерах по стабилизации экономики».
Специальный порядок государственных закупок очень удобный инструмент, для поддержки развития малого и среднего бизнеса, который позволит многим из них подняться с колен в условиях кризиса, однако он действует только до 31.07.2020 года.
В связи с этим Союз ходатайствует:
1.О продлении данного специального порядка до 31 декабря 2020 года, чтобы дать возможность компаниям остаться на плаву. Данная мера даст мощнейший импульс представителям малого и среднего бизнеса при осуществлении деятельности.
В рамках действия данного специального порядка, а также требований действующего законодательства о государственных закупках, среди наших членов Союза назрела социальное негодование, связанное с агрессивным захватом государственных заказов монополистами строительного сектора, когда сразу, практически, одномоментно несколько лотов, объектов строительства передаются в одни и те же руки.
Налицо усматривается попытка со стороны крупнейшей строительной компании планомерное создание монопольных условий для полного контроля строительного рынка, вытеснение других строительных компаний, установление цен за квадратный метр по своему усмотрению и так далее.
В этой связи предлагаем:
2. Внести некоторые поправки при распределении объемов государственных заказов в области социально значимых объектов (школ, социальной жилья) и объектов здравоохранения пропорционально между всеми строительными компаниями, зарекомендовавших себя на протяжении многих лет, которые формировали строительный фонд РК.
Данная мера крайне необходима для стабилизации строительного рынка и роста экономической ситуации в данном секторе.
На сегодняшний день проводится не совсем легитимное распределение объемов, что резко подвергло к тому, что многие компании стали банкротами, либо приходится сокращать штат сотрудников, которое приводит к безработице населения и оттоком кадров, и потерей высококвалифицированных специалистов, выезжающих в страны дальнего и ближнего зарубежья.
Специальность рабочего персонала строительных компании это масса населения молодых казахстанцев, у которых за плечами семьи, дети, которые могут лишиться работы в связи с отсутствием объемов работ в данном секторе.
Более того, нелегитимное распределение объемов работ в одни руки приводит к монополизации строительного рынка, что крайнее не допустимо, и напрямую идет в разрез со стратегией развития «Казахстан 2050», разработанного нашим Елбасы Н.А. Назарбаевым о развитии конкурентноспособности развития данного сектора.
А также порождает коррупционную среду, что не допустимо для развития нашей экономики, которая проводит обширную борьбу по искоренению коррупции в государственном секторе.
Также, со своей стороны, мы хотели предложить механизм взаимодействия как общественная структура, в которую входят более 560 компаний строительного сектора РК, принимать полноправное участие при распределении объемов работ государственного сектора, пропорционально между всеми участниками устоявшихся компаний в данной отрасли.
Прежде всего, данная мера необходима для избегания и препятствия того, чтобы объемы строительства государственного значения не уходили непонятным «компаниям-однодневкам» и препятствию монополизации рынка отдельными копаниями, которые разрушают конкурентоспособность и развитие данного сектора.
Мы готовы предложить положение, разработанное и согласованное между всеми членами Союза Строителей Казахстана и совместно проработать механизм его внедрения для урегулирования и стабилизации ситуации в данном секторе.
Необходимо посредством государственных закупок обеспечить занятость людей через максимальный охват компаний, которые смогут создавать здоровую конкурентную среду в строительной отрасли.
В соответствии с этим Союз Строителей предлагает:
3. Внести изменения к приказу Первого Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648 «Об утверждении Правил осуществления государственных закупок» (далее-Правила), например в пункты 154-155 Правил – не присваивать условную скидку компаниям, которые достигли своего лимита в доходе и уже выиграли суммы государственных заказов на определённую сумму.
Сейчас в пункте 172 Правил отражено, что при равенстве условных цен конкурсных ценовых предложений, победителем признается участник конкурса, имеющий больший ПУН, определяемый веб-порталом автоматически согласно данным информационных систем органов государственных доходов, что влечет на сегодняшний день проблему, связанную с фальсификацией уплаченных налогов, компании отзывают отчеты, искусственно завышают свои ПУНы, как говорилось об этом выше.
Союз же предлагает в пункт 172 Правил ввести лимит на КНН (коэффициент налоговой нагрузки), для работ 10%, для товаров и услуг 20%, и при равенстве достигнутых лимитов, чтобы выигрывала компания, которая раньше подала заявку на участие в государственных закупках.
Таким образом, на основании вышеизложенного, просим Вас обратить внимание на конкурсы, которые были разыграны в последние несколько месяцев, и предотвратить передачу нескольких лотов по государственным закупкам одному и тому же поставщику, а также, на предлагаемые Союзом изменения в действующее законодательство о государственных закупках, и предложение о продлении специального порядка до конца текущего года.
Все эти мероприятия в совокупности будут также являться стимулирующей мерой государственной поддержки, позволяющей остаться на плаву большинству компаний малого и среднего бизнеса, антимонопольной мерой, пресекающей недобросовестную конкуренцию, способствующей развитию здоровой конкуренции и развитию МСБ, кроме того, может стать превентивным и профилактическим мероприятием, обеспечивающим поддержку экономики страны в целом, что позволит в кратчайшие сроки выстоять и преодолеть экономический кризис, возникший в результате пандемии, и в ближайшем будущем перейти в обычный режим деятельности строительного сектора.