Многие уверены, что строительные фирмы получают баснословные прибыли. Так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.
Источник: https://mykrg.kz/otkuda-stroitelyam-vzyat-pribyl
Прибыль – это то, что остается от выручки, если из нее вычесть затраты на изготовление (покупку) и реализацию продукции, а также налоги.
Многие уверены, что в строительных тендерах на бюджетные объекты заложена прибыль, если не 50, то уж не меньше 30 процентов.
Конечно! – иначе, откуда же «откаты заказчику», виллы и катера?
А давайте заглянем в святая святых – сметные нормы строительства. Возьмем пример исполнения одного заказа с соблюдением всех требований строительных норм и правил.
Сметная стоимость объекта — 100% — распределена, как и положено, следующим образом:
- НДС – 12% (фирма оплачивает его через поставщиков (т.е. ставит на вычет), а оставшуюся часть — в бюджет;
- плановые накопления, то есть прибыль – 8% (это и есть та самая сверхприбыль, и вы с нее должны уплатить 20% в бюджет);
- непредвиденные затраты – 2% (это средства на непредвиденные потери (усушка, утряска, ошибки в проекте и прочее);
- накладные расходы – 10 % (затраты на оплату социального, земельного, имущественного налогов, также содержит АХП (спецодежда и пр.);
- заработная плата – 15% (зарплата рабочих и механизаторов, с нее вы должны заплатить подоходный налог и пенсионные отчисления);
- транспорт и механизмы – 3%;
- строительный материал – 50%.
Итого – 100%.
(Далее будем ориентироваться и ссылаться на этот шаблон сметы).
Сегодня, согласно законодательству, допускаются скидки до 10% на капитальном строительства и до 40% — на текущий ремонт. Оговоримся, при сорокапроцентных скидках все пути – только обходные, по-другому быть не может.
Предположим, потенциальный подрядчик скинул 10% (а скидывают все – надо выигрывать тендер), то есть вы вернули государству предполагаемую прибыль – те самые пункты 2 и 3 (с чего платим налог на прибыль — загадка), и у вас нет непредвиденных затрат. Допустим, вы выиграли.
Приступили к работе, закупаете материалы. Стоимость материалов, хоть и применяется специальный перечень материалов и оборудования с региональными ценами, иногда варьирует довольно значительно.
Обычно все пытаются недостающие средства на транспорт и механизмы компенсировать за счет разницы в стоимости материалов. Плохо получается, но, предположим, получилось.
Зарплата рабочих вряд ли впишется в 15% — на рынке стоимость работ на единицу продукции обычно 1,5-2 раза превышает сметные. Рабочему не выгодно идти на бюджетный объект, особенно, если у него, рабочего, высокая квалификация (это еще одна большая проблема касательно качества). Что делать? Где взять доплату, хотя бы, приближенную к рыночной?
Вот приблизительная, средняя разница в оплате труда:
Вид работы | Ед. изм. | З/п рабочих по СН | Фактическая/ рыночная |
кладка кирпичная до 4 м | м³ | 3963 | 6000 |
штукатурка стен | кв. м | 787 | 1500 |
окраска стен масляной краской | кв. м | 472 | 700 |
Укладка плитки напольной | кв. м | 1012 | 2500 |
То, что этот вопрос обычно пытаются решить за счет п. 4 (накладные расходы) повсеместно. Поэтому откуда деньги на спецодежду, оснастку, инструмент? Предположим, что каким-то чудом выкрутились за счет несоблюдения ТБ и пр., где-то сэкономили на зарплате и командировочных ИТР, обучении и пр.
Допустим, вы сдали объект без «откатов», без спонсорской помощи на коронавирус и прочего. Посчитаем ориентировочно налоги.
Предположим, что по пп. 6, 7 и части п. 10 – это приблизительно 55%, на эти суммы у вас есть счета-фактуры. Вычет НДС будет, т.е. эти деньги по существующему положению вы платите через поставщиков и с п. 1 можете смело вычесть 7%, но если учесть, что 10% вы уже скинули, то еще 3% и у вас осталось 2% (отдайте его в бюджет). Заплатите налоги на зарплату, имущество, землю и пр. —это еще 3% от стоимости.
Что у вас осталось?
Где деньги на погашение грабительского банковского кредита, зимнее содержание, непредвиденные затраты?
Где сверхприбыль?
Если вы приобретете меньше стройматериалов или по более дешевой цене, то соответствующие надзорные органы быстро вас к порядку приучат.
Налоговую нагрузку при проведении конкурсов считают без учета того, что большую часть НДС вы отдали через поставщиков, и то, что через цепочку поставщиков этот НДС теряется в районе Хоргоса, не совсем ваш вопрос. Но органы госдоходов спросят с вас. А это – возможные штрафы, доначисления налогов, то есть опять непредвиденные расходы.
То, что вы, вместо того, чтобы заплатить налог на прибыль, просто скинули всю прибыль (помните пп. 2, 3 в виде скидки на конкурсе), т.е. вернули ее государству, мало кого волнует. Почему бы эту скидку вернуть не администраторам программ, а через органы госдоходов — в бюджет? Больше порядка было бы. Да и налоговая нагрузка подрядчиков выросла бы.
Выходит, что строители платят не только 3% налогов. А скидку вы куда дели? Правильно ее рассматривать как дополнительный налог, ее же, в конце концов, государство и получило.
Если рассматривать государство, народ (т.е. рабочие коллективы) и бизнесменов как партнеров, то распределение выглядит приблизительно так:
- бизнесмен в лучшем случае получает 1-2% прибыли,
- рабочие до 15%-18% в виде зарплаты,
- государство — до 26 (12+10+4) %.
Где справедливость? Где равенство? Почему мы должны еще и спонсорскую помощь оказывать? Тому, кто имеет 26%!
Попробуем создать более-менее (невозможно выполнить все обязательства в составе накладных расходов) идеальную модель.
То, что строители умудряются при такой раскладке еще в бюджет 3% отдать – это чудо. Но есть одна угроза, которую по нашему мнению, мы недооцениваем. В связи с тем, что ДГД разгромила большинство конкурентоспособных строительных фирм, благодаря снятию сомнительных вычетов, в тендерах на госзакупках в регионе участвуют много не местных (и не всегда добросовестных) фирм.
Посудите сами, какой смысл тащиться в Караганду, скажем, из Кызылорды с вагончиками, бетономешалками, лесами, техникой за этими 1-2% прибыли?! Как водится, они отдают работы местным субподрядчикам.
Появились фирмы с налоговой нагрузкой до 20%! Откуда в строительной отрасли такие?!
Есть прецедент – приезжий подрядчик предложил выполнить работу за 15% генподрядных, а другой — за все 20%.
Чисто арифметически не получается прибыль, даже 1-3%.
Эти 15-20% процентов можно отдать генеральному подрядчику, только приписав объемы, купив материал ниже некуда, не заплатив зарплату рабочим, тем более, налоги.
Сомнительные последствия для региона, а для госслужащих, принявших такие объекты, светят не очень хорошие перспективы.
Вывод: в системе строительных нормативных правовых актов, Налоговом кодексе, Законе «О государственных закупках» имеются противоречия.
Что делать?
Все эти противоречия могут быть временно нивелированы мерами, принятыми Правительством РК в связи с ЧП по коронавирусу. Но в долгосрочной перспективе надо принять более системные и сбалансированные меры.
Предлагаем для начала ввести такие изменения в законодательство:
- За неуплату контрагентом НДС покупатель не должен нести ответственность (это легко администрируется по налоговым счетам–фактурам);
- Самая затратная статья по налогообложению – зарплата работников: подоходный, социальный, пенсионный.
Так как зарплата не дает вычет НДС, то и сумма НДС идет в бюджет. Получается налоговая система не поощряет рост зарплаты, что противоречит курсу правительства на рост благосостояния. Достаточно с ФОТ оплата в ПФ и НДС, все остальное предлагаем аннулировать. - Недостающую часть налогов можно добрать за счет повышения налога на землю, недвижимость, автотранспорт. Это стимулирует собственников к более интенсивному и эффективному использования активов. Данные меры упростят администрирование налогов, значит, уменьшат коррупционные риски.
- Предлагаем услуги генерального подрядчика ограничить 2% в СМР, а дополнительные услуги, оказываемые субподрядчиком, подтверждать расчетами.
- Разработать соответствующие НПА, позволяющие подрядчикам получать прибыль за счет внедрения новых технологий, материалов, не ухудшающих качество строительства. До сих пор нет внятной законодательной базы для поощрения внедрения инноваций со стороны подрядчиков.
- В государственных закупках уйти от понятия скидка, не делать основной упор на необоснованное снижение цены. Снижение цены может быть обоснованно только какой-либо инновацией, прошедшей соответствующую научно–техническую экспертизу. Во всех остальных случаях, при прочих равных возможностях, потенциального подрядчика подбирать на соответствующей КСО (с привлечением общественности) и представителей МИО.
В случае введения изменений в законодательство и СН в соответствии с вышеназванными предложениями снизятся коррупционные риски, упростится система налогообложения и госзакупок, что однозначно даст положительный эффект для всех. Уйдем напрочь от «откатов», а виллы-яхты будут реалиями «чистого воздуха и прозрачной воды».
Найля КАИРБЕКОВА