В период август-сентябрь 2020 года республиканским объединением юридических лиц «Союз строителей Казахстана» (далее – Союз) проведены региональные совещания с участием представителей местного исполнительного органа, органов государственного дохода и участников строительной отрасли.

Цель совещаний – выявление актуальных проблем отрасли и обсуждение путей их эффективного  решения.

Союз обобщил вопросы, озвученные представителями как госорганов, так и предпринимательства, среди которых имеются вопросы и сферы налогового администри рования.

2020 год существенно отличается от аналогичных периодов в том числе последствием карантинных мер и спада экономики по отраслям. И к сожалению, строительная отрасль не попала в перечень сфер, в наибольшей степени пострадавших из-за пандемии.

Сегодня наиболее проблемными для строительства оказались два направления:

  • Финансовые трудности при исполнении текущих налоговых обязательств
  • Проблемы вызванные с доначислением налогов, как следствие признания недействительными юридической регистрации контрагентов или признания сделок недействительными.

Касательно первого направления

Налоговые преференции представлены строительной отрасли в общеустановленном порядке, в частности предоставление отсрочек/рассрочек при уплате налогов под залог имущества или гарантии банка второго уровня.

В ряде регионов либо ввиду низкой правовой грамотности либо неэффективного взаимодействия с органами госдоходов не все предприниматели осведомлены об имеющейся возможности отсрочки/рассрочки платежей по налогам или имеют размытое представление.

Еще меньше предпринимателей знают о процедуре реабилитации при ухудшении налоговой ситуации компании.

Проблема: При переносе сроков уплаты налогов (и/или пеней) только сумма «замораживается» до срока уплаты. Но налогоплательщик не освобождается от уплаты пеней  других налоговых обязательств, включая начисленных пеней за несвоевременную уплату сумм налогов. Это дополнительная нагрузка.

Предлагаемые решения:

  1. По аналогии с процедурой реабилитации приостановить начислений пени на период  отсрочки/рассрочки либо предоставить рассрочку/отсрочку с определенной  адекватной суммой пени.
  2. Рассмотреть возможность применения налоговой амнистии по аналогии предыдущих периодов в отношении представителей строительной сферы, как не включенных в расширенный перечень отраслей, пострадавших от пандемии. Этот шаг не некоторой степени уравнял бы отношение государства ко всему предпринимательству  в целом.
  3. Рассмотреть возможность применения налоговых преференций, согласно ПП РК от 20 апреля 2020 года № 224 «О дальнейших мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан от 16 марта 2020 год №287 «О дальнейших мерах по стабилизации экономики» по вопросам налогообложения» более широкому кругу субъектов предпринимательства.
  4. Информировать предпринимателей про налоговые послабления через Союзы, Ассоциации для более широкого охвата и повышения сотрудничества с объединений юридических лиц с органами госдоходов.

Касательно второго направления

Данная проблема озвучивается на протяжении долгого времени.

Ситуация следующая.

Суд на основании обращения органа государственного дохода признает регистрацию юридического  лица недействительной.

Далее налоговые органы обязывают контрагенты доначислять налоги (КПН, НДС) по сделакам совершенным с указанным юр лицом.

При этом, учитывая что отрасль строительная, многие оборудования бывают фактически поставлены, материалы доставлены, а услуги оказаны, итого от недобросовестных действих конечных подрядчиков страдают добросовестные субподрядные организации.

Строительными компаниями в ходе совещания озвучены сложности во взаимодействии                       с органами госдоходов в рамках камеральных проверок согласно Приказу Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан  Министра финансов Республики Казахстан от 3 октября 2019 года № 1084Об утверждении Правил и сроков реализации пилотного проекта по совершенствованию администрирования налога на добавленную стоимость на основании информационной системы электронных счетов-фактур с применением системы управления рисками (пилотный проект) (далее — Приказ №1084).

Проблемы:

  1. Отсутствие четкого переченя документов для подтверждения добросовестности налогоплательщика.
  2. Высокий риск некорректной квалификации выявленных нарушений либо в случаях, когда представитель госдохода руководствовался субъективным мнение по ситуации.

Как правило, если налогоплательщик «не убедил» пакетом документов о реальности сделки, то его обязывать отозвать счет-фактуру. Тогда как данным действием  субъект налогообложения фактически самостоятельно приписывает себе уголовное правонарушение по ст. 216 УК РК «Совершение действий по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров»

  • Признание сделок недействительными при наличии признаков административного нарушения (ст.238 КОАП РК).
  • Относительно короткий срок для устранения нарушений (п.8 Приказа №1084). На практике налогоплательщику для выявления всех обстоятельств требуется более длительный временной промежуток.

Однозначно Союз строителей не исключает фактов нарушения со стороны участников строительной отрасли, но в период, когда отрасль потерпела значительные убытки вызванные простоем в период карантина, текущим расходам вызванным фондом оплаты труда работникам, хотелось бы поддержки и понимания от государства.

 Также в целях исключения коррупционного составляющего при обсуждения вышеуказанных проблем, предлагаем следующее:

Предлагаемые решения:

  1. Изложить перечень требований к форме и содержанию документов, подтверждающих подлинность (реальность) сделки
  2. Рассмотреть возможность моратория  до 2 квартала 2021 года (6 мес) на камеральный контроль и встречные проверки, с истребованием доначислений.
  3. Внести изменения в судебную практику в части признания регистрации юридических лиц в строительной отрасли недействительной, с тем, чтобы данные иски в обязательном порядке рассматривались с участием основных субподрядных организаций. Таким образом свидетелей могут в ходе основного разбирательства доказать реальность по совершенным сделкам.
  4. Предусмотреть по действующим уведомлениям возможности рассрочки/отсрочки без начисления штрафных санкций.

Внося вышеуказанные предложения, Союз строителей Казахстана преследует цель оказать возможное содействия участникам строительной отрасли и привлечь внимание государства на проблемы сферы.

Просим рассмотреть по существу и принять действенные меры.

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *